Ольга Дыховичная: «Я не ожидала от себя таких возможностей»
Вдова режиссера открывает себя в актерской профессии
Фильм «Портрет в сумерках», показанный в рамках программы «Свои» на кинофестивале «Зеркало» собрал практически полный зал и вызвал неоднозначную зрительскую реакцию. Главную роль в этой психологической драме, в которой много весьма жестких сцен, сыграла вдова режиссера Ивана Дыховичного Ольга. Она же выступила в роли соавтора сценария и сопродюсера. После показа Ольга ответила на все вопросы зрителей, а потом – и на мои.
Татьяна Хейфец (текст)
Мария Сибирякова (фото)
- Ольга, наверное, после такой работы нужен хороший отдых?
- Я могу сказать, что мне эта работа, наоборот, приносила огромное удовольствие. Я не ожидала от себя таких возможностей и это, конечно, благодаря работе режиссера. Считаю, режиссер Ангелина Никонова – это большое открытие. Дай Бог, мы увидим больше картин в ее исполнении. Видимо, оттого что сам сюжет такой плотный по драматизму, когда заканчивался дубль, на съемочной площадке стоял хохот. А когда начиналась работа, мы опять уходили в эти ощущения. Это, наверное, работал такой компенсаторный механизм.
- Вы – смелая женщина. Не каждая сможет быть в такой роли…
- Я считаю, актерской профессии надо отдаваться полностью, не думая о том, какая ты на экране – красивая или нет. Одна из лучших актрис современности Шарлиз Террон, сыгравшая огромное количество ролей, ничего не боится – ни растолстеть на 10 килограммов, ни быть отвратительным монстром и т.д. Шарлота Гинзбург для меня тоже ориентир, это человек, который использует себя и свое тело как инструмент, чтобы добиться тех задач, которые ставит режиссер. Ханжество и стояние на цыпочках для меня в профессии невозможно. Если ты не честен в момент работы, это просто не интересно.
- Но вы чаще стояли по другую сторону камеры – на режиссерском месте…
- Да, в моей творческой биографии больше режиссерских работ, я снимала документальное кино, художественные короткометражки. Актерство – какое-то новое направление для меня, но я почувствовала вкус к этой профессии, и интересные роли меня вдохновляют. Я ощутила свои возможности и отсюда – желание их реализовать.
- Можно сказать, что брак с режиссером Дыховичным повлиял на то, что вы пошли в режиссуру?
- Конечно, и жизнь с Иваном открыла для меня мир режиссуры. Это фантастика, когда ты можешь свои мысли воплотить в образы и заставить людей переживать, глядя на эти образы. Но у меня всегда была склонность к управлению процессом. И в актерском деле это самое сложное – заставить выключить у себя желание контроля и абсолютно довериться режиссеру, стать инструментом. Самое сложное – переход в другое качество. А режиссерская работа – большая ответственность. Поэтому сейчас мне хочется чуть меньше ответственности (улыбается). Я предполагала, что рано или поздно все равно окажусь на режиссерском стуле. Просто сейчас хочется изменить траекторию, не совсем прямо туда идти.
- Вы встали во главе кинофестиваля «Завтра», который основал Иван Дыховичный. Сложно продолжать дело?
- Безусловно, было трудно. Иван очень четко формулировал «зачем» и давал четкие ориентиры команде, что делать. Я в самостоятельном плавании уже три года, и думаю, сейчас мы нашли нужный путь, а главное, есть силы и желание продолжать это замечательное начинание. Задача «Завтра» – открывать новые имена, показывать новый киноязык, показывать смелых бескомпромиссных авторов, давать дорогу тому кино, которое, к сожалению, никогда не будет идти в кинотеатрах в силу их прокатной политики. Конечно, проще показывать блокбастер с большими именами, продавать попкорн и кока-колу. Но этот путь не имеет будущего. А заставлять людей думать, чувствовать – это благородная миссия. И путь, когда люди показывают сложное кино, в котором нужно сделать усилие, чтобы услышать автора, кинопереживание – это большая работа. Благодаря фестивалям, эта работа происходит, и зритель встречается с таким кино.
- А что вас привлекло в МКФ «Зеркало»?
- Во-первых, я никогда не была в Иванове, но слышала много хороших слов про красоту края и про людей, которые живут в Ивановской области. Я нахожусь под большим впечатлением от города Плес – я не ожидала, что это так красиво! Это – захватывающая дух красота, и не только природная. Мы ехали долго, через Кострому, я видела чистые дома, дворы, покрашенные заборы, наличники, у меня было чувство гордости, что я живу в своей стране и люблю ее.
- Правда, что вы возглавляете Международный общественный фонд «Дом детей-сирот»?
- Это передернутая информация. Просто у меня была в жизни страница, когда мы с рядом энтузиастов поставили перед собой гуманитарные задачи и работали с московскими детскими домами, оказывая психологическую поддержку их выпускникам. Материальную сторону этого вопроса государство худо-бедно обеспечивает, но самое сложное для бывших детдомовцев - оказаться в новых условиях, выйти из закрытого мира в самостоятельную жизнь. Мы тогда выпускали брошюры, проводили тренинги, психологические консультации. У меня есть психологическое образование, и мне встретились люди, которые занимались тем же самым в Великом Новгороде. Помню, мы договорились с сетью парикмахерских «Персона», и 10 детей из детдома прошли там обучение. Знаю, что две девочки работают по профессии. Мы работали в течение пяти лет, потом я чуть отстранилась в силу личной драмы, сейчас думаю возобновить эту программу. В Москве вообще сейчас ощущается атмосфера социальной активности людей. Это нормальная потребность человека - помогать, если ты можешь. Это наполняет жизнь смыслом.
- Скажите, а вам когда-то пришлось столкнуться с психологическими проблемами и стереотипами – когда вы юной девушкой стали жить с человеком намного вас старше (Ольге было 18 лет, Ивану Дыховичному – 51 – Т.Х.)?
- Нет, абсолютно. Когда большое чувство, ничего не слышно за спиной. Люди вообще ничего не говорили, ведь когда большая любовь – нечего сказать. Говорят, когда чего-то не хватает в паре. У нас же была абсолютная гармония. К тому же, Иван был таким молодым человеком по сути своей, что я иногда чувствовала себя сильно старше. Что такое возраст? Это лень душевная. А Иван всегда рисковал в жизни, никогда не подводил итогов, не учил никого жить и поэтому всегда был молодым.
- Вам не жаль, что не осталось ребенка от любимого?
- У меня было 12 лет счастливой семейной жизни, и у меня есть два пасынка – сына Ивана. Один совсем взрослый парень, другой помладше. С младшим – Вовой – мы живем душа в душу, потому что это часть меня, моей семьи. Так что у меня есть ощущение продолжения Ивана в детях.
- Изменилось ли ваше отношение к жизни после «ухода» любимого человека?
- Наверное, жизнь больше ценю. Вообще один из самых больших уроков в моей жизни – принять то, что не можешь изменить. Любое переживание делает жизнь полнее в ощущениях. Поэтому. Например, я люблю кино про детей и подростков, особенно советское, в котором мы видим много переживаний и то, как они меняют жизнь людей. Каждый должен пройти через что-то, в этом и есть жизнь. Кроме того, когда сталкиваешься с какой-то драмой, вдруг оказывается, что ты не один. Для меня было большим открытием, что вокруг меня много людей, которые меня любят и поддерживают. Чувство общности – большое приобретение.
Источник: http://www.chastnik.ru/2012/06/06/3102368
Комментариев пока нет.