Кинешму может потрясти катастрофа подобная обвалу в Пестовском овраге
В поселке Октябрьский Кинешемского района под угрозой обрушения находится насыпь, через которую проходит единственная дорога, связывающая населенный пункт с внешним миром. Если произойдет катастрофа, то отрезанными останутся жители поселка, исправительная колония и водозаборные сооружения. А это означает, что Кинешма и Наволоки могут остаться без водоснабжения.
Пестовский овраг-2. Скоро!
Едва стало затихать эхо обвала в Пестовском овраге, как кинешемская земля снова поплыла. Новый обвал может произойти вот-вот. Кроме шуток.
Срочно и безотлагательно
Поселок Октябрьский Кинешемского района известен прежде всего тем, что в нем находится колония строгого режима №4 и водозаборная станция, благодаря которой обеспечивается водой вся Кинешма и Наволоки. Связь с внешним миром данных объектов и самого поселка Октябрьский обеспечивается посредством узкой дороги, которая пролегает по высокой насыпи через безымянный овраг, который будет поглубже Пестовского.
Первый тревожный звонок прозвучал в начале этого лета. Житель Октябрьского Александр Салов рассказал «168 часам» о том, что насыпь, по которой пролегает дорога в поселок, начала рушиться, захватив левую сторону дорожного полотна. Виктор Иванов, глава Наволокского городского поселения пояснил нам тогда, что ремонт насыпи и дороги планируется, ремонт будет.
Летние дни шли своим чередом, отличаясь от прошлогодних лишь частыми дождями. А 14 августа во время полуденного ливня ухнула в тартарары дорога, пролегавшая через Пестовский овраг в районе «Пушкинский». Эта катастрофа приковала к себе внимание всего города, но нас она заставила отвлечься на все тот же поселок Октябрьский. А там вода тоже сделала свое дело, расширив зловещую рану на теле насыпи. Об этом «168 часов» написали в статье «Обратите внимание, пока не поздно» (№38 от 17 сентября). А спустя две недели, начиная со 2 октября, перестали переезжать через сомнительный овраг по сомнительной дороге пассажирские автобусы. Таким образом «звездный час» октябрьского оврага пробил — уполномоченные лица всерьез задумались о жизни и здоровье людей.
«... на автомобильной дороге «подъездной путь к с. Октябрьский» не обеспечивается безопасность дорожного движения, - сообщается в письме из Комитета Ивановской области по транспорту от 7 октября. - На автомобильной дороге находится насыпная дамба, дорожное покрытие которой не отвечает требованиям государственных стандартов, имеются многочисленные повреждения, что противоречит ГОСТ Р 50597-93... На дамбе произошел обвал части насыпи дорожного полотна и разрыв металлического ограждения. Ширина проезжей части составляет 4.1 метра, место обвала грунта находится около опоры газопровода.
Комиссией составлен акт обследования аварийного участка автомобильной дороги «подъездной путь к с. Октябрьский» и введены ограничения транспортного сообщения на данном участке дороги».
«168 часов» в свою очередь пригласили осмотреть дорогу в поселке Октябрьский инженера-геофизика Петра Шапорева. Делу геофизики он посвятил всю свою жизнь. Работал на Полярном Урале, в Закарпатье, а в 2000 году, выйдя на пенсию, поселился в Кинешме.
- Несомненно, надо вскрывать и делать новую подсыпку, - заявил Петр Аверьянович, только лишь взглянув на повреждения насыпи. - Уже со следующими дождями здесь может произойти то, что произошло с Пестовским оврагом. При условии сухой погоды эта насыпь может продержаться еще год или два, но осадки-то все равно будут. Поэтому обвала надо ждать уже в ближайшее время. Пойдет дождь, по дороге поедет тяжелая машина и все рухнет. Можно не сомневаться.
Петр Шапорев, не поленившись, спустился на дно оврага и осмотрел трубу, через которую течет безымянный ручей. К ней никаких претензий он не высказал. Зато все, что выше трубы, вызвало у него только негативные мысли и эмоции.
- Кто-то в свое время сэкономил и сплоховал, - говорит Петр Аверьянович. - Положив трубу, строитель сделал неудачную насыпь над ней. Сейчас хорошо видно, как грунт просел аккурат над трубой. К тому же полотно для такой насыпи должно быть гораздо шире. Как вариант, здесь можно возвести рельсовый настил, лишь бы упрочить середину. В любом случае необходима срочная, безотлагательная работа. То, что сделано на сегодня — вбиты железные опоры и насыпан кирпич, - бессмысленно. Это как решето.
В наследство ГУЛАГа
Кто же и когда сплоховал и сэкономил? Вероятно, дело было в далеком 1935 году, во время основания здесь колонии «особого строительства».
Страшное время. Руководители лагерной системы сменяют друг друга с незавидной быстротой. Поставлен на должность, арестован, расстрелян — стандартные тогда факты биографий. Именно в эти годы между фабрикой №2 и деревней Ищеино идет возведение крупной базы Госрезервов, а вместе с нею — колонии, в которой отбывают наказание и трудятся мужчины, женщины и дети. Не мудрено, что при строительстве насыпи никто не думал, как она будет чувствовать себя в ХХI веке.
Но вот и ХХI век со своими парадоксами, один из которых таков: дорога, ведущая через овраг в поселок Октябрьский, остается в оперативном управлении исправительной колонии!
- С 2012 года мы пытаемся передать дорогу на баланс Наволокского городского поселения, - рассказывает Николай Якунин, главный инженер исправительной колонии №4 УФСИН России по Ивановской области. - Сначала в наволкской администрации не возражали принять ее, разве что, получив от нас документы, указали на недостатки в них и попросили их переделать. Мы переделали, приехали в администрацию и снова никого толка. Сейчас ждем от них документальный мотивированный отказ, чтобы сразу обратиться с ним в суд.
Николай Александрович выражает искреннюю растерянность. Он понимает, что дороге и насыпи необходим срочный и серьезный ремонт, но произвести его просто-напросто не знает как.
- В нашей системе не предусмотрены статьи расходов на подобные работы, - говорит он. - У нас нет ни денег, ни знаний, ни соответствующих специальностей, чтобы браться за такие работы. Недавно мы пытались чистить трубу под насыпью, подсыпали место обрушения щебнем и бутом, но я не дорожник, и предпринятые меры вряд ли принесут пользу. Кстати, прецедент, когда дорога была перекрыта и ремонтировалась, уже имел место в 2000 году. Тогда к ремонту подключились все — и мы, и администрация района, и администрация Кинешмы. Я помню, что на полуметровой глубине открылся старый слой асфальта. То есть грунт там оседает давно. Раньше и полотно было шире. Кроме проезжей части имелся тротуар шириной в полтора метра. Он уже обвалился.
Межведомственный футбол
Парадокс, да. В пределах физического пространства, где уживаются не ахти какие сто тысяч человек, параллельно существуют три пространства временных. В одном временном пространстве живут чиновники, которые не ведают того, что сталинского СССР больше нет, во втором – «уфсиновцы», понимающие, что они больше не боги, что теперь не кинешь орды зэков на возведение восьмых чудес света, а в третьем пространстве царствует природа-мать, которая с философским спокойствием разрушает наспех сооруженные насыпи, дороги…
- Понимаете, приняв дорогу, ты автоматически становишься собственником, - говорит Сергей Карпов, заместитель главы администрации Кинешемского муниципального района. - И есть у тебя деньги в бюджете или нет, никто смотреть не будет. Подключится прокуратура или ГИБДД, закроют дорогу. А господин Иванов (глава администрации Наволкского городского поселения – прим. ред.), приняв дорогу, автоматически становится виноватым. Но не хочется до «разруления» ситуация быть без вины виноватым. А тот, кто ее запустил, останется чистеньким. Кто-то не занимался ей десятилетиями, а мы должны ее сделать в одночасье. Мы будем выходить на уровень департамента, и будем решать вопрос. Может нам субсидируют, может, будут договариваться с УФСИН. На уровне поселения таких денег нет.
Честность Сергея Евгеньевича заслуживает уважения. Особенно отрадно то, что районная власть в его лице не пытается утаить правду о бедственном состоянии насыпи.
- Мы в курсе данной ситуации, - поясняет он. - Несколько недель назад я вместе с начальником департамента дорожного хозяйства Андреем Шушкиным выезжал на этот объект, чтобы выяснить, что можно предпринять. На сегодняшний день этим вопросом занимается глава Наволокского городского поселения Виктор Иванов. Они вызывали специалистов с проектной конторы. Но тоннель (пропускная труба), который идет под насыпью, завален. Они попросили у колонии, чтобы те его почистили. Это нужно для того, чтобы специалист-проектировщик смог там пройти и посмотреть. Без проекта там ничего не сделаешь. Виктор Васильевич попросил специалистов «Трансжилсервиса» завалить промоины мусором, до того момента пока не будет принято решение. Затраты будут очень большие, и без областного бюджета здесь не обойтись. Но чтобы просить деньги, нам надо делать проект.
По словам Сергея Карпова, возникшие трения между наволокской администрацией и колонией будет решаться на уровне региона. Курьез описываемого «футбола» заключается еще и в том, что по закону колония обязана передать муниципалитету дорогу в исправном состоянии. Причем муниципальная власть уже сама готова в счет благоустройства наводить марафет. Это как если бы тяжело раненный человек имел бы право попасть к хирургу только после того, как его подлечит участковый терапевт.
- Сегодня (4 октября — прим. ред.) там сделают подсыпку и сверху заасфальтируют, - заканчивает Сергей Евгеньевич. - Доведут состояние дороги, как было до момента аварии. А там будем делать проект. Большего мы сейчас сделать не можем.
Так-то, земляки. Асфальт. Вечером того же дня «168 часов» снова отправились в Октябрьский. Наше воображение рисовало жуткую картину: под массой свежего асфальта и катка насыпь все-таки проваливается, образуя необъятную воронку. К счастью, мы не увидели этого. Также не увидели ни специальной техники, ни дорожников и вообще ничего, чтобы говорило о рассказанных Сергеем Карповым работах. Зато нашему вниманию предстал очередной отвалившийся от склона кусок почвы, которого накануне не было.
Обезвоженные города
Проблема проблем, которая должна встать перед Октябрьским, Кинешмой и Наволоками, это отсутствие в поселке объездной дороги. То есть случись что (не то Бог!), и на водозаборную станцию, благодаря которой мы имеем в кранах воду, не смогут подъезжать грузовики с реагентами. То есть волжские города Кинешма и Наволоки будут обречены на тотальное и долгосрочное обезвоживание. Перспектива, согласитесь, абсурдная, но от этого не менее реалистичная.
- Насколько мне известно, на месте проводятся ремонтные работы, - комментирует ситуацию Алексей Волков, первый заместитель главы администрации Кинешмы. - Что касается водозаборных сооружений, то там присутствует месячный запас всех необходимых ингредиентов для очистки воды. Также там присутствует необходимый запас материалов для устранения аварийных ситуаций. Решение вопроса осуществляется на уровне области, мы же в свою очередь готовы оказать любую административную помощь в этом направлении. Мы озабочены этой проблемой и приняли все меры, чтобы обезопасить город от перебоев в подаче воды.
Мы поинтересовались у Алексея Геннадьевича, как он видит работу водозаборной станции, если разыграется наихудший ход событий — если проезд будет закрыт более, чем на месяц.
- Тут есть два варианта: - отвечает он, - сделать объездную дорогу, либо осуществлять доставку ингредиентов с воды.
Довольно оптимистичные предположения. Не будем же портить впечатление от них своими соображениями о том, что на дворе осень, а значит, жди скорого окончания навигации. Поэтому один из двух вариантов сразу вычеркиваем. Да и сделать в осеннюю пору дорогу, по которой смогут ездить 25-тонники с реагентами — тоже задача нелегкая. Но не будем, не будем портить впечатление. Лучше думать о хорошем. Например, о том, что если обвал все-таки произойдет, то в это время по дороге никто не поедет. Ни автозак с заключенными, ни школьный автобус, ни грузовик с реагентами.
Источник: http://168.ru/news.html?id=3401
Комментариев пока нет.