Дмитрий Полывянный: «На объединение вузов остается совсем немного времени»
Рано или поздно в Иванове будет создан единый вуз, уверен проректор ИвГУ
Сфера высшего образования Иванова в последнее время не дает жителям области скучать. То намечается одно объединение вузов, то другое. То обнародуются результаты всероссийского мониторинга вузов, проведенного Минобрнауки РФ… Поскольку тема животрепещущая, мы продолжаем обсуждать ее с ведущими представителями вузовской сферы Иванова. Участниками разговора уже стали ректор ИвГУ Владимир Егоров, ректор ИГХТУ Оскар Койфман. Наш сегодняшний собеседник – проректор ИвГУ Дмитрий Полывянный – сразу же сказал, что готов общаться, но не как один из руководителей Ивановского государственного университета, а как человек, заинтересованный в развитии системы высшего образования. Хотя бы по той простой причине, что рассчитывает проработать в этой системе еще несколько лет.
Марина Москалева (текст)
Мария Сибирякова (фото)
- Дмитрий Игоревич, вы много ездите по миру, бываете в университетах разных стран, можете сравнивать. Ситуация в России уникальна?
- Нет, конечно. В Ивановской области, в России, в странах СНГ, в Европе в целом, в Турции, откуда я недавно вернулся, ситуация схожая: образование не успевает за потребностями общества и экономики, развивается, в основном, по инерционным сценариям и выводит на рынок труда молодых людей, не подготовленных к той деятельности, которую им предстоит вести. Пожалуй, только о США не могу говорить с уверенностью – редко там бываю. А так – везде проблемы одни и те же.
Причин несколько. Во-первых, сроки подготовки выпускников в вузе не ниже четырех лет, а темпы развития экономики и общества сейчас таковы, что оценить перспективы развития на этот срок можно лишь частично. Так что сейчас уже нельзя вести обучение по какой-то одной линейной программе в течение многих лет. Нужны индивидуальные образовательные траектории, когда человек начинает обучение в одном месте, а потом добирает недостающие знания в других, совершенствуясь в течение всех жизни. Во-вторых, ситуацию определяет демография. Два ее тренда бьют по высшему образованию больнее всего. Это сокращение числа выпускников школ и старение преподавательского состава. Что касается абитуриентов, высшее образование практически лишено возможности селективности (мы вынуждены работать с теми, кто к нам придет). Пока мы очень мало работаем с миграционным замещением, хотя уже активно начинаем присматриваться к мигрантам, к членам их семей. Очевидно, что в России мигранты очень скоро дойдут до квалифицированных рабочих мест, которых в экономике всего 15%. В Москве такие примеры уже есть. И думаю, что мы тоже к этому придем.
Что же касается преподавателей, мы стареем, мое поколение уходит. И проблема в том, что заменить нас некем. Борьба «за молодую кровь» в вузах становится буквально борьбой за выживание. Вот, например, почти все наши аспиранты последних лет, способные носить погоны, пошли работать в Институт ГПС МЧС.
Мы всегда гордились тем, что у нас студенческий город, много вузов. А хорошо ли, что у нас много вузов? Я думаю, в настоящий момент – однозначно плохо.
- Что вы можете сказать о двух уже прошедших в области объединениях – ИвГУ и ШГПУ, а также ИГАСУ и ИГТА?
- В ИвГУ необходимость укрупнения образовательных единиц осознается совершенно очевидно. Объединительный процесс ИвГУ и ШГПУ был облегчен тем, что у нас действительно много общего. К тому же вузы дополняют друг друга. ШГПУ привлекает абитуриентов, которые к нам вообще не заходят. Это те, кого интересует дошкольное образование, физвоспитание, художественное образование, работа с инвалидами. Когда-то педагогический сектор «выпал» из ИвГУ и переместился в Шую естественным путем. А теперь все вернулось на круги своя.
Что же касается объединения ИГАСУ и ИГТА, тут все не столь однозначно. Если сравнить приказ о создании Ивановского государственного политехнического университета с приказом об объединении ИвГУ и ШГПУ, видна ощутимая разница. В нашем приказе четко сказано, что объединение производится по предложению ИвГУ, и это была общая инициатива двух вузов, поддержанная областным правительством. Что касается политехнического университета, из документов не ясно, по чьей инициативе он создается. Понять, целесообразно ли объединять ИГАСУ и ИГТА, можно было бы, если бы были обнародованы результаты всероссийского мониторинга вузов. Тогда мы бы увидели, компенсируют ли эти вузы недостатки друг друга или, наоборот, усиливают их. Пока же результаты мониторинга хранятся, как святая тайна…
Поймите меня правильно. Я не ревную к бренду. Для меня очевидно, что если в Ивановской области пройдет большое объединение вузов, то бренд все равно будет наш. И то, что, в конце концов, получится, будет называться Ивановским государственным университетом. Мы не скрываем, что готовы стать ядром такого объединения, это записано в программе стратегического развития ИвГУ. Но, к сожалению, объединительным процессам мешают амбиции образовательных учреждений и отдельных ректоров. Хотя для последних дело не только в амбициях, важна и лежащая на них ответственность перед коллективами. Ведь любая реструктуризация – это и сокращение штатов, и возрастание нагрузки на преподавателей.
- А что, на ваш взгляд, ждет сельскохозяйственную академию, которая по результатам мониторинга вузов попала в группу, подлежащую реструктуризации?
- В пользу ИГСХА выступили межведомственная комиссия, созданная правительством области, и Министерство сельского хозяйства, которое не откажется от своих вузов, как и Минздрав от медицинских. Эта политика четко обозначилась по результатам мониторинга.
Кстати, энергоуниверситет, у которого есть поддержанная Минобрнауки программа развития, в перспективе также вряд ли станет объектом реструктуризации. При поддержке энергетической отрасли ИГЭУ может стать автономным учреждением и меньше зависеть от Минобрнауки, как это сделали некоторые университеты, например Волгоградский.
Процесс перехода вузов в автономные учреждения идет по всей стране пока не очень заметно для внешнего глаза, он доступнее тем вузам, у кого есть денежные фонды, другие активы, земля, то есть возможность «вложиться» в свое развитие.
Остальные же вузы Иванова – ИвГУ, ИГХТУ и вновь созданный политех рано или поздно образуют единую структуру, и я считаю, что это необходимый процесс. Если в течение ближайших двух-трех лет этого не произойдет, то исход будет печальным. Траектория уже определена: и эти вузы могут превратиться в колледжи, которые будут готовить бакалавров, как исключение – специалистов и магистров. А тогда дальнейшее образование наша молодежь будет получать уже не в Иванове, что будет означать существенное изменение социального ландшафта области. Мы добровольно отдадим лучшую часть своей молодежи другим регионам. Например, из моих учеников, за последние пять лет уехавших в магистратуры других вузов, пока не вернулся ни один. Это, конечно, не трагедия, в особенности, для них. Но мы можем рассчитывать и на лучший результат.
В России в целом идет вполне отчетливый и направляемый Минобрнауки процесс, выстраивается дифференцированная пирамида образования, происходит жесткая сегрегация вузов (причем этому процессу не год и не два, концептуально его основы заложены лет пять назад Федеральным агентством по образованию). В рамках этого процесса был выделен этаж федеральных университетов, исследовательских университетов и «всех остальных». К сожалению, мы уже упустили возможность создать объединением вузов на территории Ивановской области крупный исследовательский университет.
- Почему?
- Это вопрос не ко мне, а к тем, кто ответственен за развитие системы образования в стране и в регионе. Объединительные инициативы в других регионах редко появляются в вузовской среде, они активно продвигаются на уровне управления регионом. Поскольку мы находимся в Центральном федеральном округе, вместе со всеми московскими вузами, здесь нет оснований создавать федеральный университет. А вот научно-исследовательский университет у нас мог получиться, и, насколько я знаю, в этом направлении двигался ИГХТУ. Но что-то не сложилось. А большой объединенный университет со временем мог бы получить такой статус.
- Получается, что сейчас, чтобы избежать пессимистического сценария, кто-то должен проявить политическую волю. Это должны быть вузы или кто-то другой?
- У вузов политической воли нет и быть не может. Восьмидесятые годы были временем надежд на внутривузовскую демократию. Практика последующих десятилетий во всем мире показала, что более эффективными в управлении образованием оказываются схемы административного менеджмента. Какой политической воли можно ждать от Совета ректоров, где как раз и представлены те учебные заведения, которые стремятся сохранить свою самостоятельность? Эта воля должна существовать «этажом выше». На уровне стратегического видения ситуации в регионе, то есть на уровне руководства области. Время, когда вопрос мог решаться общественными обсуждениями, прошло. Сейчас он может решаться такими органами, как наконец-то созданная межведомственная комиссия. Если этого не произойдет, политическая воля будет проявлена «этажом выше», то есть на уровне Правительства РФ, и будет ли результат на пользу области, сказать сложно.
Оптимизация системы высшего образования находится в компетенции трех министерств – Министерства образования и науки, Министерства экономического развития и Министерства регионального развития. И они предпринимают административные шаги, которые пока мало заметны, но могут привести к серьезным результатам. Например, Минобрнауки составило подробную карту территориального размещения вузов. И теперь имеет четкое представление о том, какие здания, сооружения и площади имеются в распоряжении вузов в каждом регионе. Более или менее объективную картину для принятия решений сверху дал и проведенный мониторинг вузов, который становится ежегодным. Прием в широкопрофильные вузы (то есть университеты) теперь четко привязывается к региональному развитию. Над Министерством образования и науки «висит» необходимость выполнять президентский указ от 7 мая 2012 года в части укрупнения вузов (срок исполнения которого – 2018 год). Так что у нас очень мало времени на то, чтобы отказаться от проигрышной стратегии выживания поодиночке, и принять решение о создании большого многопрофильного университета, который сохранил бы и жизнеспособные научные школы, и все ступени высшего образования – от бакалавриата до присуждения ученых степеней.
Комментариев пока нет.